Этот манифест имеет своей целью объяснить позицию эльфов и других Светлых, которая в фэндоме в наши дни  не вполне очевидна.

1. Эльфа нельзя перевести на Темную Сторону Силы. По тому что в Арде нет сторон Силы, зато есть Свет (естественное состояние) и Тьма (Падение). Если эльф станет Темным, то он превраститься не в Темного Рыцаря, ни в Паладина Тьмы, а в орка. Но более того, такие процессы происходили лишь в Пердначальной Эпохе, когда эльфы только пробудились и были юны и неопытны. Теперь повторить подобное не является возможным.

2. Эльф не может вернуть к Свету умаиа. По тому что эльфу просто нечего предложить умаиа. Ведь Падший дух сам когда-то был Светлым, он видел Илуватора; он знает о Свете куда больше чем самый мудрый из ваниар. Единственная возможность, как мне видится, через которую эльф может способствовать возвращению умаиа к Свету, это любовь. Если случится так (что, впрочем, весьма сомнително, но все же может быть) Темный аина полюбит эльфа, это может привести к Алахаста, исцелению Искажения в умаиа.
Примеры раскаяния есть (полностью - Оссэ, не до конца и потому лишь временно - Саурон). По ним можно видеть возможные причины: в первом случае это действительно любовь, его вернула Уйнэн, во втором - поражение его властелина (для тех, кто следовал за Моринготто как за силой - это значимо более, чем личное поражение, и может побудить задуматься, ту ли они выбрали сторону).

3. Эльф не будет сражаться за кого-то из Темных против другого Темного. Даже если придется быть врагами обоим, даже если последствия будут казаться ужасными, эльф не станет поддерживать одну из сторон Тьмы, по тому что это лишь иллюзия. Тьма есть Тьма, хоть с правого борта, хоть с левого.

4. Эльф может умереть сам, добровольным уходом. Но это самое последнее что будет делать эльф. По тому что нет ничего хуже чем отказаться от дара жизни. Даже быть сломленным Врагом и нести его волю не так плохо и имеет не такое тяжелое последствие для фэа как добровольно растаться с хроа.

5. Эльфа нельзя подвергать сексуальному насилию, по тому что это приводит к его смерти – быстрой, легкой и естественной. Не являющейся добровольным уходом. Однако из истории мы знаем что брак, не обязательно заключается по взаимной любви - как сказано в "Законах и обычаях", "Эльдар вступали в брак единожды в жизни, по любви или хотя бы по свободной воле с обеих сторон." Это значит, что возможна ситуация, когда, скажем, один действительно любит, а другая только принимает его любовь.

6. Эльфы не прибегают к пыткам или иному умышленному причинению боли. Даже ради получения сведений, необходимых для защиты многих жизней. Эльфы, которые пытают кого-то - это орки. Единственное, что можно предположить - умайя обернулся эльфом и всех обманывает.

7. Эльфы не кидают кубик на аванирэ. Это то же самое что кидать кубик на пытки. Если вы сможете сломать пленного – его разум ваш, если не смогли, то не смогли.
Стоит сказать пару слов о природе осанвэ.

а) Это правда что для осанвэ нет расстояния. И все же это не передатчик. Осанвэ можно послать близкому (узы любви), родственнику (узы крови), и тому с кем тебя скрепляет право или долг (лорд-вассал). Кроме близости по любви или по крови и права, четвертый способ усиления осанвэ - настойчивость: т.е., чрезвычайная потребность посылающего ("как то бывает в радости, горе или страхе"), особенно при сочувствии принимающего разума.
Для того, чтобы проникнуть в чужой разум, также требуется сознательное усилие, "случайно подслушать" или влезть походя, занимаясь иным делом, нельзя. " Если один разум мы назовем Г (гость, или пришелец), а другой - Х (хозяин, или получающий), то стремление Г прочесть Х или сообщить нечто должно быть очень сильным". (С), Осанвэ кэнта.

б) Для осанвэ нужно сосредоточение, эльф не может что-то передавать под пыткой или когда обессилен (разве что случайно).

в) При осанвэ можно видеть поверхностные мысли, но что бы узнать больше - надо копать глубже.

г) Аванире можно опустить в любой момент. По этому и надо сломить пленника, что бы он больше не поднимал щит.

д) Осанвэ нельзя подслушать. Это не Великая Сила что бы было можно сказать "я чувствую Возмущение". Нет, возмущение чувствует некто иной. По тому что осанвэ ощущают лишь те, кто в него вовлечен. Почему тогда пленные эльфы боятся что их могут "подслушать", по тому что в момент осанвэ эльф открыт и некто, если пройдет своим щупом по сознанию квэндо, поймет что там не заперто, и сможет вклиниться, узнать послелние и самые яркие чувства. Но эльда в любой момент может использовать аванирэ и закрыть свой разум для непрошенных гостей. Просто это будет труднее (в смысле мучительнее) чем не открывать разум вовсе. Опять же Темный должен не пропустить момент. Нельзя просто все время быть рядом что бы сразу "засечь передачу", нужно периодически зондировать разум пленника, натыкаясь на аванирэ.

е) Для эльфа невозможно и недопустимо пытаться силой или хитростью, помимо воли, проникнуть в чужой разум - это дело Врага.

ж) Способность удерживать аванирэ свойственна любому разуму и не зависит от способности к осанвэ, поэтому проникнуть в разум человека, если он закрыт, тоже нельзя. Для того, чтобы закрыться, достаточно нежелания, чтобы твои мысли узнали или тебе нечто передали. Тот, кто знает, что рядом с ним враг, способный проникать в разум - закроет его. Тот, кто сейчас пытается сохранить молчание, не выдать тайну (скажем, на допросе) - тоже, даже если ничего не знает об осанвэ и аванирэ. Также разум может закрыться естественно в пугающем присутствии незамаскированного падшего духа, которое вызывает ощущение давления на разум. Однако естественное состояние непадшего разума - открытое: при разговоре с кем-то, не вызывающим подозрений, или в обычных, не опасных условиях, разум наверняка будет открыт.

8. Эльдар (нолдор, синдар, телери и другие) знают, что Тьма - не одна из противоборствующих сил, которая тоже по-своему нужна миру; идея равновесия Тьмы и Света, их взаимной необходимости - не свойственна эльдар, поскольку они знают, что всё, что действительно имеет бытие, исходит от Эру, а Тьма - это Искажение (Тьме необходим Свет, как болезни - живой организм и ржавчине - металл, но обратное неверно). Однако идея дуализма, противоборства равных сил упоминалась как заблуждение, встречающееся среди людей.