О телах погибших эльдар
Хотя это несколько странная тема, возможно, и это может стать полезным. О судьбе фэар эльдар после их гибели довольно сказано в "Законах и обычаях эльдар". А что происходит с их хроар, покинутыми духом? Что будет происходить в земле, где недавно погибли множество эльдар, и их не сумели похоронить, несмотря на то, что эльдар всегда стремятся это сделать?
В тех же "Законах и обычаях эльдар" написано: "...насильственная смерть может наступить только когда телу нанесен урон непоправимый, а после смерти по собственной воле, которая происходит от крайней усталости или великого горя, феа не могла желать возвращения, в то время как тело, оставленное душой, разрушалось. В Средиземье это происходит быстро. Только в Амане нет тлена". Из одного этого фрагмента могло бы следовать, что в Средиземье с телами эльдар происходит то же самое, что и с человеческими, а в Амане они остаются нетленными.
Но это можно уточнить с учётом других текстов. Во-первых, это авторские примечания к "Последним работам (о Глорфинделе, Кирдане и некоторых других вопросах) из 12 тома "Истории Средиземья" "The flesh of Dwarves is reported to have been far slower to decay or become corrupted than that of Men. (Elvish bodies robbed of their spirit quickly disintegrated and vanished.)
"Как сообщают, плоть гномов гораздо медленнее разлагается или начинает гнить, чем человеческая (Эльфийские тела, оставленные духом, быстро распадаются и исчезают").
В "Истории и Мириэли" Ниэнна обращается к Мандосу со словами: "Though the death of severance may find out the Eldar in thy realm, yet one thing cometh not to it*, and shall not : and that is deforming and decay.
*Yet after the slaying of the Trees it did so while Melkor remained there; and the body of Finwe, slain by Melkor, was withered and passed into dust, even as the Trees themselves had withered."
"Хотя смерть, как разлука тела и духа, может настигнуть эльдар в твоем царстве, и все же одно* никогда не придет в него: порча и тлен.
*И всё же после гибели Древ это пришло, пока Мэлькор оставался там; и тело Финвэ, убитого Мэлькором, иссохло и рассыпалось в прах, как и сами Древа иссохли".
И несколько позже: "In that evil time Finwe was slain by the Marrer himself, and his body was burned as by lightning stroke and was destroyed." "В недобрый час Финвэ был убит самим Исказителем, и его тело сгорело, словно от удара молнии, и разрушилось" - хотя в "Поздней Квэнте Сильмариллион" (10 том "Истории Средиземья") Маэдрос не говорит, что Финвэ был убит молнией или огнём, но что "его голова была размозжена словно от удара булавы". То есть "сгорело, словно от удара молнии, и разрушилось" - это произошло позже, уже после того, как сыновья Феанора нашли тело Короля и принесли Манвэ весть о его гибели и похищении Сильмариллов. Но до того, как Моргот бежал в Средиземье - после этого из Амана вновь ушло разрушение.
Это отчасти напоминает описание гибели Феанора: "Затем он умер; но нет у него ни могилы, ни гробницы, ибо столь пламенным был его дух, что, едва он отлетел, - тело Феанора стало золой и развеялось, как дым..." Только это происходит не так быстро, не в самый миг или час гибели. Но в общем, получается, что и тела других эльфов не гниют, а высыхают и затем словно бы сгорают, быстро обращаясь в золу или прах - тем быстрее, чем горячее был их дух. Это заставляет вспомнить о том, что и тела живых эльфов со временем сжигает их дух: "С течением веков их души начинают преобладать, и"сжигают" их тела - конец этого (теперь достигнутый), как говорят, таков, что тело становится таким, как если бы оно было не более чем памятью души - хотя оно и не переменяется никогда так, как одеяние".
Можно при этом вспомнить об убитых в Нирнаэт Арноэдиад, большинство из которых были эльдар: "По велению Моргота орки, немало потрудившись, собрали тела всех, кто пал в великой битве, их оружие и доспехи и сложили посредине Анфауглифа огромный курган; он был виден издалека. Хауд-эн-Ндэнгин, Курган Убитых нарекли его эльфы, и Хауд-эн-Нирнаэт, Курган Слез. Но среди пустыни, сотворенной Морготом, над курганом этим проросла и поднялась трава; и с тех пор ни одна тварь Моргота не осмеливалась бродить по земле, в которой рассыпались в прах мечи эльдаров и аданов." Моргот едва ли отдал повеление похоронить убитых в этом кургане, как подобает: скорее, тела, оружие и доспехи орки просто собрали и сложили горой, непогребёнными. Однако земля на этом месте очистилась так, что среди бесплодного пепла Анфауглит выросла зелёная трава, и твари Моргота страшились этого места.
Это - в Средиземье. А в Амане хроар могли разрушаться, как можно видеть, только пока Мэлькор оставался там: то есть само пребывание на земле Амана Исказителя лишало его такого благого свойства, как защищённость от тления. Когда же он бежал в Средиземье, это свойство вернулось. Таким образом, тела убитых в Альквалондэ, тэлери и нолдор, оставались нетленными.