Как известно, Саурон после Войны Гнева раскаялся, "устрашённый гневом Западных Владык".
Это было основной, но не единственной причиной его раскаяния: "Видя дикость и запустение мира, Саурон мысленно говорил себе, что Валар, свергнув Моргота, вновь забыли о Средиземье" - то есть ему не нравились дикость и запустение, он хотел, чтобы этого не было. В "Письмах" об этом сказано так: "...его временное возвращение к добру и «благу» закончилось еще более грандиозным отступничеством, пока он не стал главным воплощением Зла последующих эпох. Но в самом начале Второй эпохи он был еще прекрасен с виду или мог до поры принимать прекрасное зримое обличие, и на самом деле не вполне предался злу, если только не считать, что всецело преданы злу все «реформаторы», желающие ускорить «реконструкцию» и «преобразование», — еще до того, как их изгложут гордыня и жажда утвердить свою волю.".

Также в "Письмах" говорится: "В те стародавние дни он еще обладал прекрасным обличием, и его побуждения вроде бы отчасти совпадали с целями эльфов: исцелить разоренные земли." - это тоже в "Письмах"; а дальше уже об ином мотиве - "доказать свою правоту": "Саурон отыскал слабое место эльфов, предположив, что, помогая друг другу, они сумеют сделать западное Средиземье столь же прекрасным, как Валинор. На самом-то деле то был завуалированный выпад против богов; подстрекательство попытаться создать отдельный, независимый рай." Поэтому и обращается только к нолдор, не к синдар: считая, что Изгнанникам близок мотив "доказать Валар, что они не правы, и в Средиземье можно создать собственный Аман без их помощи".

Но что это за раскаяние, если оно оказалось столь непрочным, и Саурон скоро стал соблазнять эльфов и людей, а после постепенно превратился в нового Врага? И отчего Эонвэ обошёлся с Сауроном так великодушно - отпустил, а не доставил в Мандос скованным вместе с его Властелином?

На первый вопрос можно ответить так. Саурон раскаялся (то есть действительно сожалел о содеянном и пытался действовать совсем иначе, даже исцелять разорённые земли), но не покаялся - не отрёкся от гордыни и лжи.
Раскаяние - не покаяние, скорее чувство, а не внутренняя перемена; это нечто более поверхностное, не глубинное. Этого недостаточно, чтобы вернуться к Свету.

Что до действий Эонвэ -  говорится, что Саурон сначала раскаивается, затем его Эонвэ призывает на суд, и затем Саурон скрывается. То есть картина могла быть следующей: 1) Саурон обращается к Эонвэ - он просит прощения, раскаивается, и, возможно, даже позволяет майа увидеть свои чувства (они искренни, хотя во многом и вызваны страхом); 2) После этого Саурон ждёт, что его, как Оссэ, примут назад учеником Аулэ - он же раскаялся; 3) Эонвэ верит - ведь Саурон искренен, если он ещё и видит, что тот чувствует, то не может не поверить. Однако Саурон - не Оссэ, он принёс много зла. Его раскаяния недостаточно, чтобы взять и всё простить - нужна справедливость и искупление вины. И требует явиться на суд; 4) Обиженный в лучших чувствх Саурон обещает, что явится, затаив иные желания; 5) А Эонвэ - добр, светел и честен, он не понимает Тёмных; ему просто на ум не приходит, что можно искренне раскаяться, но не желать искупления и исцеления, а сбежать от него... Поэтому он принимает обещание Саурона на веру... 6) А Саурон скрывается - и здесь зерно его будущего падения, он начинает "новую светлую жизнь" с гордыни и обмана.