1. В процессе Творения Мелькор вёл одну из главных тем; Эру не остановил его, так как всем его созданиям  дана свобода. И потому, что в конце Искажение будет преодолено. Но пока миру не придёт конец, и  Арда  не возродится Исцелённой, в ней остаются Тьма и Искажение.
Мелькор возжелал заполучить творение многих айнур в свою единовластную собственность. Этим и определяется концепция Тьмы.
В игре присутствует Первая и Вторая Эпохи. В Первую Врагом является сам Мелькор. Во Вторую Саурон - его слуга.
Мелькор сам участвовал в Творении. И возжелал Творение. Его целью стало получить все сущее в свою собственность, а если нельзя получить, то извратить и уничтожить. Главный его помысел подчинить и извратить то, что не нельзя подчинить. Он создал разных тварей, чтобы противопоставить их эльфам и людям. Сам он оказался не способен что-либо создать, но смог извратить Замысел. Со временем, став Морготом, Мелькор обратился к тому, чтобы сеять повсюду разрушение, муку, хаос — даже бессмысленно. Так как Мелькор (Моргот) вкладывал себя и свою силу и разум в искажение материи Арды, а затем в искажение квэнди до орков, управление орками, разрушение — со временем он терял силы и даже разум.
Во Вторую эпоху Врагом становится Саурон. На некоторое время он раскаялся, но затем вновь обратился ко злу. Его цели отличаются от целей Мелькора — он стремится к единству и порядку, но под своей властью, он не может принять свободу других, и потому его владычество при всей его рациональной организации обращается в муку. Он может что-то создать как бывший майа Аулэ, но не способен создать живое, только использовать сущее, и извращать его. Несмотря на отличия, Саурон — подобие Мелькора, он тоже пытается всё присвоить, хотя и более тонкими способами: если Моргот хочет уничтожить эльфов или обратить их в орков, то Саурон хочет, чтобы эльфы оставались эльфами, но служили ему как рабы — стали его собственностью. Мелькор, а затем Саурон страстно желает стать хозяином судеб Арды. Чтобы доказать Творцу, что он прав и утвердить свою Тему, Мелькор стремится обратить к Тьме души Воплощённых; каждое падение - одна из его маленьких побед. Саурон ближе к тирану, который от желания улучшить мир обратился к жажде власти ради власти.
2. Чувства Мелькора и его слуг, тёмных майар - зависть, ненависть, страдание, злоба, страх. Так как никто изначально не является злым, падшие айнур не могут не страдать - в душе сохраняется стремление к Свету и неутолимая тоска по нему, но они пытаются его присвоить, а это невозможно. Либо есть Свет, и он свободен - и Тёмные мучатся и злобствуют от того, что вся эта красота и благородство им не принадлежит; а они предпочтут уничтожить, чем оставить свободным. Либо они сумели поработить и исказить до того, что им принадлежит... нечто/некто, где ни Света, ни красоты уже нет - совсем не то, чего они желали! И вновь мучатся, и поэтому  не останавливаются на том, что, вот, есть мои владения, здесь я властелин, а снова тянутся к Свету - захватывать, присваивать, и снова не получают чего хотят. Унголиант хорошо представляет их муку - она жаждет Света, страстно жаждет, но хочет, чтобы он был внутри неё и поэтому, как только до него добирается - уничтожает. Поэтому Тёмным на самом деле жизненно необходимы непобеждённые, не искажённые Свет и Светлые - иначе нет ничего ценного и желанного.
Одно из самых основных чувств - это зависть к существам со свободной волей - эльфам и людям. Они не властны менять что-либо в них, так, чтобы они остались сами собой, но может извратить, а также заставить Воплощённых силой, уговорами, страхом, подкупом, ложью служить себе. Люди и некоторые гномы могут  служить Тьме добровольно (например, ради обещанных благ), эльфы могут быть только сломлены пытками, чарами, страхом.
Жажда Мелькора единолично владеть и распоряжаться всем созданным определяет действия всех тёмных созданий, которые либо следуют в этом за ним (пытаются сами овладеть всем, что им доступно), либо служат  подобным целям более сильных. Это либо тираны, либо рабы, но не свободные: недаром только не искажённые разумные существа именуются Свободными народами. Обычные средства Тьмы — насилие и ложь в разнообразных формах.
В темных тварях невозможно проявление любви, героизма, преданности, верности, уважения, благодарности. Среди тёмных созданий нет героев. Есть страх, ужас, боль, пытки, убийство, самооправдание. Есть чёткая  структура, в которой каждый унижен и порабощён тем, кто стоит выше, и унижает и порабощает того, кто стоит ниже
3. Орки - это искажённые квэнди, поэтому их внешность - уродливое искажение внешности эльфов. Они приземисты, могут быть длиннорукими. Лица у них плоские, с широкими пастями и большими ноздрями, глаза - чёрные, раскосые, кожа смуглого или землистого оттенка.
Орки полностью порабощены Мелькором и всюду исполняют его волю, поэтому они не способны не разрушать, не уродовать, не убивать — если сейчас они не сражаются с врагами, они убивают друг друга, вплоть до истребления больших орочьих отрядов: «сами себе злодеи». Родственные чувства орков могут выражаться в простейшей заботе о выживании потомства (без чего орки не могли бы так скоро размножаться) или мести за убитых родичей, но защищать живых они не станут: они неспособны на любовь, дружбу, так же, как и жалость, честность, благодарность. Как искажённые квэнди, они способны к созданию нового, но их «творчество» всегда безобразно, и хорошо у них получается только то, что служит воле Моргота: оружие, орудия пыток, кандалы, темницы... Есть орки-кузнецы, оружейники и т. д., однако на орков также часто трудятся пленные. Нужно отметить, что орки, будучи совершенно испорченными, не являются тупыми, как тролли: они могут быть коварны, ловко подбирать оправдания для себя  и повод для доноса, устраивать провокации и пользоваться чужими слабостями, понимают, кто или что попало в их руки и как этим можно воспользоваться. Орки могут есть тухлое мясо, черствый хлеб, протухшую воду, пожирать тела пленных, раненых и даже других орков. В них взращены жадность, алчность, страх перед сильнейшим, желание спасти свою шкуру, рабское повиновение, лживость и особенно ненависть. Орки ненавидят даже друг друга и своего Властелина.  Они  неспособны чувствовать стыд или раскаиваться, даже сожалеть об ошибках — они свалят их на других.
Жить свободно они также не способны, ими всегда повелевают более сильные — это могут быть наиболее сильные, хитрые и жестокие орки (как Азог и его сын Больг), падшие майар, воплощённые в тела орков (как Больдог), другие умайар (скажем, дракон); командовать орками могут и люди.  Моргот может  непосредственно управлять орками на войне, как марионетками — недаром их называют «пальцы на руке Моргота», и они неспособны нарушить его приказ или даже задуматься об этом. Власть Саурона над орками меньше, нарушить его приказ они могут (если никто не узнает), однако они так порабощены, что поражение Властелина для них практически конец света, они неспособны вести бой и разбегутся или будут парализованы ужасом. На войне Саурон может подстегивать их своей силой, навевать  особую ярость и злобу, чарами одолевать их трусость и готовность обратиться друг против друга.
4. Тёмными людьми можно назвать тех, кто служит Тьме по доброй воле (ради обещанных благ, из-за клеветы и т.п.) или потому, что так воспитан, а не взятых в рабство, насильно угнанных, сломленных пытками и т. п.  Тёмные люди могут скоро учиться у орков и мало отличаться от них по своим поступкам, по испорченности и порабощённости. Однако они не являются неисправимыми — человека, одурманенного ложью врага, можно переубедить, орка или тёмного майа — нет. У них остаются человеческие черты, они могут отличаться отвагой, стойкостью и целеустремлённостью, сильной волей, привязанностью к немногим близким, фанатичной преданностью Властелину, талантом, увлечённостью своим делом. Но в сочетании с жестокостью, кровожадностью, вероломством,  алчностью, тщеславием, властолюбием, искажёнными представлениями о добре и зле, ненавистью к врагам это даёт типы не героев, а алчных и кровожадных разбойников, жестоких и подозрительных тиранов, безжалостных и беспринципных фанатиков и т. п. Их талант, мастерство, воля, умение сознавать и исправлять ошибки т.д. делают их ещё более страшными пособниками Моргота и Саурона, чем орки, они творят ещё больше зла. Постоянные черты Людей Тьмы — жестокость, лживость и вероломство, искажённые представления о мире, добре и зле, поклонение Тьме (в котором нет любви и трепета, но страх и желание что-то получить от неё). Так как люди непредсказуемы и свободны по своей природе, в Людях Тьмы могут проявиться добрые черты — честность, совесть, благодарность, жалость; однако если один из Людей Тьмы не просто ощутит в душе, а проявит на деле подобные качества  — они будут презираться и преследоваться, по отношению к чужим — преследоваться жестоко и беспощадно. За благородное обращение с пленными героя подвергнут долгим пыткам или мучительной казни. Поэтому тёмных героев нет и среди людей: или никакой не герой, а бесчеловечный и коварный злодей, или никакой не тёмный, а изгой или отступник и мятежник.